Поиск

Система Orphus

Разыскиваются ошибки и очепятки. Нашли? Выделите и нажмите Ctrl + Enter!

"Живы вопреки". На Дону вспоминают жертв большевистского террора в отношении казаков

"Живы вопреки". На Дону вспоминают жертв большевистского террора в отношении казаков

добавлено: просмотров: 183
Автор: Михаил Ковнеристов

"Провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, конфисковать хлеб и ликвидировать все оружие". 100 лет назад письма с таким указом разлетелись по всей России. С этого декрета и начался геноцид казачества. По разным оценкам, жертвами стали от полутора до трёх миллионов человек. Директива действовала недолго. Однако во многом именно этот документ почти на два десятилетия определил казачество, как нежелательный элемент советского общества. Трагически события тех лет до сих пор вспоминают потомки донских казаков, вне зависимости от того за какую власть воевали их предки.

В небе над Старочеркасской этим утром пасмурно. Но старожилы-станичники погоде не удивляются, говорят: «такая примета». Мол, сама природа в этот день оплакивает жертв исторической несправедливости. До 1917 года в России по территориям 12-ти казачьих войск проживало более 6 миллионов казаков. Пришедшие к власти большевики, объявили вольный народ «опорой самодержавия» и «контрреволюционным сословием». «Провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, конфисковать хлеб и ликвидировать все оружие» - 100 лет назад письма с таким указом разлетелись по всей России, фактически объявив казачество вне закона. С этого декрета и начался геноцид казачества. По разным оценкам, его жертвами стали от полутора до трёх миллионов человек. Каратели из числа большевиков массово расстреливали казаков, сжигали целые станицы, отбирали имущество, в казачьих областях начался массовый голод, гонениям подверглась и вера – церкви разоряли, конфискуя имущество. Долгое время об этих жестоких эпизодах умалчивали, и только в 1990 годы казачество реабилитировали и признали факт геноцида. В этот день почтить память погибших и репрессированных в Старочерскасскую приехали две сотни казаков Черкасского, Ростовского, Новочеркасского и Донецкого округов Всевеликого войска Донского.
Станичная площадь, на которой казаки собираются на богослужение, и сам Воскресенский войсковой собор, словно ожившие страницы Донской, да и, пожалуй, российской, истории. Это первый на Дону каменный собор, личное участие в строительстве которого, как утверждается, принял сам император Петр I. На площади перед храмом уже более трех с половиной столетий хранятся захваченные во время Азовского сидения трофеи. Сейчас сложно представить, что эта история одним росчерком пера оказалась прерванной почти на столетие, а слово «казак» могло и вовсе исчезнуть из обихода.
После построения отправляются в Воскресенский собор – на молебен о здравии казачьего воинства. Панихиды по погибшим казакам в этот день проходят во всех храмах Ростовской области и далеко за ее пределами. В этом скорбном многоголосье одни вспоминают своих предков, другие молятся за всё казачество.
Православие испокон веков было духовным стержнем казачества, а казаки были верными защитниками православной церкви. После молебна о здравии казачьего воинства казаки, выражая единую народную веру, отправляются почтить память невинно убиенных казаков и казачек по улицам станицы. В голове процессии Донская икона Божьей матери.
Заупокойная лития по жертвам преступной политики большевиков проходит в Преображенском храме. Сейчас федеральный объект культурного наследия находится на стадии реконструкции. Но восстановить Донскую историю, будь то архитектурные сооружения или традиции – важная для православного войска задача. Сейчас юным кадетам преподают историю казачества без купюр. Ребятам есть, о чем сожалеть и чем гордиться.
Участникам мероприятий этого дня из собора Вознесенского, что в Новочеркасске, передана икона «Казачья Голгофа», написанная в Москве по благословению патриарха Кирилла. Новая святыня воплотила в себе всю трагическую историю расказачивания, став рукотворным напоминанием о тех, кто погиб и бесследно исчез в годы смуты.
Заупокойную литию также отслужили в Монастырском урочище у Покровской войсковой часовни, где похоронены казаки, принимавшие участие в Азовском осадном сидении, Отечественной войне 1812 года, Первой мировой войне и Гражданской войне. В 70-е годы прошлого века в Монастырском урочище с торжествами был открыт мемориальный комплекс. На высокой стеле на берегу Дона выбиты три даты: 1641, 1920, 1941. Как напоминание о том, что в самые непростые моменты российской истории казаки до конца оставались верными защитниками родины.
В Новочеркасске в стенах Атаманского дворца, где сегодня расположен городской музей истории Донского казачества, в этот день открыла свою работу научная конференция, посвящённая 100-летию начала политики геноцида. На протяжении двух часов велась оживленная дискуссия, участниками которой стали деятели культуры, историки, представители казачества. Для гостей и сотрудников музея это уникальная возможность поделиться плодами научной деятельности и обсудить актуальные вопросы истории.
После конференции память казаков, погибших в годы геноцида, почтили в Патриаршем Вознесенском войсковом Всеказачьем соборе Новочеркасска.
Казачество в России было официально реабилитировано Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов и казачества» в 1991 г. Сегодняшняя дата в очередной раз напоминает казакам, что они являются представителями православного воинства, как и когда то их деды и прадеды. Как и сотню лет назад традиционные ценности казаков – патриотизм и воинская честь – по-прежнему актуальны. И пусть в небе над станицей в этот день пасмурно, но преобладание белого на земле как бы символизирует – именно здесь и именно сегодня многое начинается с чистого листа. В истории казачества еще немало ненаписанных страниц, а продолжат ее писать те, кто, как и столетие назад, клянется в верности Дону и Отечеству.